Урок-конспект по литературе: "А. С. Пушкин. Зимнее утро" (3 класс)
Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель: познакомить учащихся с биографией А. С. Пушкина и его произведением «Зимнее утро»; развивать образное мышление, воображение; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина; книги с его произведениями; картина с изображением зимы.
План урока
- Орг. Момент.
- Актуализация знаний.
- Сообщение темы и целей урока.
- Изучения нового материала.
- Физминутка.
- Закрепление.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Мобилизация внимания.
2. Актуализация знаний.
Закрепление пройденного материала на прошлом уроке.
3. Сообщение темы и целей урока.
На доске висит портрет А. С. Пушкина.
- Чей портрет висит на доске?
- Что вы знаете об этом человеке?
- Какие его произведения вы знаете?
Молодцы ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а именно стихотворением «Зимнее утро», а также узнаем немного о биографии этого замечательного поэта.
4. Новый материал.
А. С. Пушкина можно назвать солнцем русской поэзии. Его творчество известно во всём мире. Родился он в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства семья прививала ему любовь к поэзии. В его доме отец имел огромную библиотеку. У Александра Сергеевича была верная подруга и наставница – это его няня Арина Родионовна. Она поддерживала его в самые трудные минуты его жизни. За это Александр Сергеевич посвятил ей большое количество произведений.
В 1811 году Пушкин по велению отца поступает в Царскосельский Лицей. Там поэт написал первые стихотворения. В 15 лет, опубликовали его первый стих «К другу стихотворцу». После окончания лицея поэт поступил на службу в коллегию иностранных дел. Всю свою юность храбрый и бесстрашный Пушкин пытался писать правду, он высмеивал ложь и лицемерие. За это он был отправлен в ссылку. Но даже это не мешало ему писать великие поэмы, романы и другие произведения.
С 1328 года писатель находился под надзором Государственного совета. Но и это его не остановило, он продолжал поддерживать своих однодумцев, рискуя свободой и жизнью.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме на Мойке.
Рекомендуется сделать выставку книг с произведениями А. С. Пушкина и предложить их учащимся для внеклассного чтения. Демонстрируя книгу с произведением «Зимнее утро», происходит первичное чтение стихотворения учителем, желательно наизусть. Детям рекомендуется закрыть глаза.
(Картина К. Юона "Волшебница-зима")
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Проверка первичного восприятия.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую картину вы представили?
Словарная работа.
- Сомкнуты – закрыты;
- Аврора – богиня утренней зари в Риме
- Вечор - вечер
- Янтарный - желтый, солнечный
- Предадимся бегу – поедем.
1 строфа
- К кому обращается поэт?
- Как её называет и к чему призывает?
2 строфа
- Что прочувствовали после прочтения?
- Почему возлюбленная в печали?
- Назовите, какие литературные приёмы использует автор (олицетворение, сравнение)
3 строфа
- Найдите описание снега?
- Объясните словосочетание «лес прозрачный».
4 строфа
- Объясните «комната янтарным блеском озарена».
- Какое чувство испытывает поэт?
5 строфа
- Как автор относится к окружающей природе?
5. Физминутка.
"Зимняя прогулка"
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком -
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!
6. Закрепление.
- Сколько всего строф в произведении?
- Что хотел передать автор в своём стихотворении?
- Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам?
Выразительное чтение. Учитель просит детей взять карандаши и проставить условные знаки-паузы. Читает с необходимыми остановками. Далее дети читают про себя. Затем по строфам, по очереди.
Творческая работа. Учитель предлагает детям рассмотреть картинку с изображением зимней поры.
- Найдите строчки из стихотворение подходящие к этой картине.
7. Итог урока.
- С каким автором мы сегодня познакомились?
- Что запомнили из его биографии?
- Какое произведение читали?
- Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха?
Оценивание учащихся.
8. Домашнее задание.
Выразительное чтение стихотворения, в тетради нарисовать зимнее утро.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.